Top.Mail.Ru
Корзина
0

Какой шлем выбрать?

Какой шлем выбрать?

Мотоциклетный шлем - мы его воспринимаем, как данность, как нечто само собой разумеющееся. Но на самом деле, этому гениальному изобретению всего каких-то 70 лет. И то чему мы, мотоциклисты привыкли доверять свою жизнь каждый день, есть результат огромного количества физического и мыслительного труда многих выдающихся людей.

А началось все, как водится с трагической смерти. Вообще нам с вами повезло родиться во времена, когда за появление мотоциклетного шлема уже заплатили, не десятки, не сотни и даже не тысячи мотоциклистов своими жизнями. Я же хочу, чтобы вы знали имена трех человек, которым можете, смело говорить: «спасибо» каждый день, за возможность носить современный мототошлем.


Лоуренс Аравийский

Лоуренс Аравийский - легендарная историческая личность начала 20 века. Подполковник британской армии, разведчик, кавалерист, танкист, летчик. Обожал мотоциклы и владел самыми передовыми аппаратами того времени, в частности Brough Superior SS100. По тем временам считался чертовски опытным и даже профессиональным мотоциклистом. Как вы понимаете, не мотоэкипировки, не мотошлемов, не существовало. Мотоциклисты одевались, кто, во что горазд и вместо шлема использовали обычные офицерские фуражки, пробковые шлема, или просто кепки.

И вот в 1935 году, едущему на своем мотоцикле Brough Superior SS100 Лоуренсу, наперерез выехали два ребенка на велосипедах. Пытаясь уйти от столкновения с детьми, легенда британской истории, инстинктивно хотел уйти в маневр, но не справившись с управлением упал. Возможно, современники говорили, что он специально положил мотоцикл, так как не успевал остановиться, ну вы в курсе этой вековой отмазки. При падении не защищённая ни чем голова подполковника получила серьезную травму и через 6 дней Томас Лоуренс Аравийский, в самом рассвете сил, умер, не приходя в сознание.

Brough Superior SS100 Лоуренс

Но на этом участие Лоуренса в создание мотошлема не заканчивается, а только начинается. Идея мотошлема на самом деле витала в воздухе очень давно, например вот так выглядел средневековый рыцарский шлем. Уже тогда было понятно, что недостаточно одной только прочной оболочки. Без демпфирующей прокладки или специального стеганого подшлемника, удар бы превращал голову в кашу. Вот, кстати исторический парадокс: в отличие от многих современных скутеристов, у наших далеких предков хватало мозгов разжиться хорошим шлемом, чтобы защитить голову.

Средневековый рыцарский шлем

В войнах или при осаде замка, никто на голову не одевал просто ведро, ну типа потому, что оно дешевое: «Просто я на литрового коня собираю, а когда куплю, вот тогда уже будет у меня нормальный шлем, а пока конь у меня не быстрый и этот сойдет». ))

Хью Кернс

Именно здесь появляется имя второго человека, которого ты должен благодарить за современный шлем. Хью Кернс - в 1936 году, будучи молодым нейрохирургом, который отчаянно пытается спасти жизнь Лоуренса, проделал титанический труд, проанализировав, изучив более 2000 смертельных ДТП с участием мотоциклистов. Представляете, сколько человеческого горя стоит за этой бездушной пластмассой? Кернс опубликовал свои исследования в британском медицинском журнале, и именно эти исследования стали отправной точкой в исследования и внедрение мотоциклетных шлемов.

1953 год. С момента гибели Лоуренса прошло 18 лет и только сейчас профессор Университета Южной Калифорнии Чарльз Ломбард - запоминайте это имя, Чарльз Ф. Ломбард, впервые запатентовал мотошлем современной конструкции, с жесткой внешней оболочкой и поглощающей энергию удара, внутренней частью. И предназначался этот шлем, как и водится в таких случаях, для военных, а точнее для военных летчиков, так что мотоциклиста, действительно очень многое связывает с летчиками - это факт.

Чарльз Ф. Ломбард

Кстати, впервые на государственном уровне обязанность мотоциклистов использовать шлем было узаконено в Австралии в 1961 году, а современный Австралийский стандарт сертификации мотошлема «AS/NZS 1698:2006», содержит наиболее строгий из, государственных требований к мотоциклетным шлемам - эта информация нам пригодится чуть позже.

Чарльз Ф. Ломбард

Ну и хватит об истории, пора перейти к разбору классов мотошлема, потому что это первое, что вы должны учесть при выборе мотошлема для себя.

Открытый шлем

Открытый шлем - прямой наследник изобретения Чарльза Ломбарда. Сюда же мы можем отнести всех его родственников, название которых вы точно знаете или слышали: «Полулецевик» (½), «Три четверти» (¾), «Одна четверть» (¼) - объединяет их всех одно - нет защиты лица, или нижней его часть, отсутствует подбородок у шлема. Шлем может быть с визиром, или без него, под очки, некоторые модели встречаются с маской, которая закрывает все лицо, но это скорее защита от песка и пыли и при падении ничем Вам не поможет.

Я бы хотел, наверное сказать, кому подходят такие шлема, но не могу, так как считаю, что даже скутеристам они не подходят, так как статистика нам ясно с вами говорить, что при ударе головой в ДТП, а удар головой происходит почти всегда, до сорока процентов всех ударов, приходится как раз на нижнюю часть лица. Очень, грубо говоря, открытый шлем играет с вами в лотерею, практически с равными шансами повезет или не повезет.

Открытый шлем
Открытый шлем

По этому обозначу тех, кто чаще их любят использовать и почему: ну во первых - это скутеристы и или отдыхающие, берущий мототехнику напрокат, во вторых - это любители круизеров, чопперов и иные модные кафе-рейсеры, в-третьих - это триальщики и стантеры и то не все. Почему? Скутеристы и отдыхающие - потому что среди них, наличие даже такого шлема, даже если он родом из пятидесятых, это чуть ли не героизм. Чеперисты и кафе-рейсеры - потому что, особенно у последних, это стиль и мода.

Профитриальщики и стантеры - потому что у этого шлема отличный обзор нижней части зрительной полусферы, что является большим преимуществом при выступлениях и тренировках на малых скоростях. Минус - не защищены часть головы и лица, которые, по статистике, чаще всего подвержены воздействию при ДТП, лично для меня это огромный минус и решающий фактор при выборе класса шлем, а также практически отсутствуют шумоизоляция и годится он только для малых скоростей. Плюсы - самый лучший обзор среди всех мотошлемов, самая лучшая вентиляция, дешевизна и малый вес.

Кроссовый шлем - семейства «фулфейс» (Full-face)

Кроссовый шлем - семейства «фулфейс» (Full-face) и его почти брат-близнец матардовый шлем - этот шлем, в отличие от открытого, имеет защиту всей головы и монолитную скорлупу, что дает ему максимальный запас прочности. Но кроссовый шлем, я отнесу к шлемам не гражданского и городского использования и буду прав, так как этот шлем создан для гонок, тренировок, езды по пересеченной местности, где почти все время заезда райдер падает, «встает в деревья», бьется об ветки и очень-очень тяжело дышит.

Вся его конструкция и дизайн преследует две цели: держать грязь, солнце и всякие предметы подальше от лица и иметь возможность хорошо и глубоко дышать, вот чем обусловлена такая конструкция. Но для городской езды она не подходит, так как слишком много выступающих частей на шлеме и при самой банальной «скользячки» они могут легко зацепиться и свернуть вам голову. Мотардовай шлем - тот же кроссовый, но имеет визор, в отличие от старшего брата, который используется только с кроссовыми очками. Еще часто у матардовых шлемов делают менее выступающий подбородок и козырек, в угоду более дорожному использованию, чтобы выступающий части не были так критичны. Минусы кроссового шлема для городского использования - не предназначен для езды и тем более для падений на асфальт, плохая шумоизоляция, предназначен для небольших скоростей. Плюсы - монолитная скорлупа с максимальным запасом прочности, очень хорошая вентиляция, хороший обзор, небольшой вес. Кому подходят эти шлема – кроссменам, индуристам и мотардистам очевидно. Мотардовый шлем неплохой выбор для городской езды и для мотопутешественников, но не лучший.

Интеграл - семейства «фулфейс» (Full-face)

Интеграл - семейства «фулфейс» (Full-face) - имеет полную защиту головы и максимальный запас прочности из-за монолитной конструкции скорлупы. Конструктивно предназначен для езды на любых скоростях и защищает от падений на асфальте, где присутствуют не только удары, но и «скользячка». Лично я считаю, что это самый универсальный и безопасный шлем для использования на любых мотоциклах, передвигающихся по дорогам общего пользования.

Минусы - самая худшая вентиляция среди всех классов шлемов, самый худший обзор среди всех классов шлемов, вес среднем выше, чем у предыдущих классов шлемов, цена в среднем выше, чем у предыдущих классов шлемов. Плюсы - монолитная скорлупа и конструкция шлема, дают самую высокую степень защиты среди всех мотошлемов и самый большой запас прочности, лучшая шумоизоляция, подходит для любых скоростей. Кому подходит этот шлем – очевидно, что гонщиком шоссейно-кольцевых мотогонок и стантерам, а так же всем, кто передвигается по дорогам общего пользования на любой мототехники, от тех, кто по выходным катается по кафешкам, до тех кто собирается в кругосветку. Еще один момент, который стоит учитывать при выборе интеграла - сами интегралы бывают городские и спортивные, разница лишь в том, что спортивные делаются максимально легкими и с максимальной вентиляцией, иногда даже без возможности ее закрыть, чтобы минимизировать наличие лишних деталей. В общем спортивный шлем обычно самый дорогой, так как делается из самого дорогого и легкого материала, самый продуваемый, но в то же время без всяких лишних фич, которые могут пригодиться Вам в городском использование, например, таких как встроенные солнцезащитные очки или место под голосовую гарнитуру. Поэтому определите для себя, для чего Вы выбираете шлем, для трека или для города.

Модуляр – «Флип-ап» (Flip-up)

Модуляр – «Флип-ап» (Flip-up), открывашка - на самом деле это интеграл, который решил избавиться от своих минусов, таких как плохой обзор и плохая вентиляция. Он решил, что если его передняя часть будет подниматься вверх, то он сможет усидеть на двух стульях, вобрав в себя плюсы и интеграла, и открытого шлема - так ему казалось. Что же мы получили в итоге: очень тяжелый и не аэродинамичный открытый шлем и интеграл, который растерял, минимум, половину защитного потенциала и запаса прочности, так как лицевая сторона не монолитна и при прямом ударе в подбородок не от чего вас не спасет, сразу сломавшись.

Минусы – в связи со сложной конструкцией, тяжелый, габаритный, дорогой шумный, степень защиты намного ниже full-face, a запас прочности, особенно в долгосрочной перспективе, ниже даже чем у открытого шлема, потому что в последнем попросту ломаться нечему. Минус лично от меня - выглядит убого, уж простите. Плюсы - передняя часть надежнее, чем маска у открытых шлемов, сомнительный конечно плюс. В открытом состоянии максимально улучшает обзор и вентиляцию, но сразу снижает возможную скорость, позволяет не снимать шлем, чтобы: поесть, попить, покурить поговорить, сходить на заправку и, наверное, заняться сексом ). Кому подходит - путешественникам или курьерам, которые постоянно за рулем, им проще мириться со всеми минусами, чем снимает шлем на каждой заправке или при каждой доставки. И многие мотоциклисты мирятся с такими очевидными минусами ради вот такого комфорта, что ж, это их право.

Второе, что необходимо знать при выборе мотошлема. Несмотря на то, что это второй пункт в нашем гайде, он является обязательным пунктом и условиям, которые должен знать и строго соблюдать каждый мотоциклист. Покупать нужно всегда только сертифицированный шлем - всегда ребята. Покупая шлем без сертификации то же самое, что купить б/у презерватив, который, по заверениям продавца, хорошо постирали. Не важно, что вы выбрали полулицевик или интеграл, любой из шлемов должен пройти обязательную сертификацию и соответствие стандарту, например «ECE 22.05». На настоящий момент он является самым передовым и реалистичным испытанием для шлемов любого типа. Ему обязан соответствовать любой шлем, продающийся в Европе. Вы даже не представляете, что творят со шлемами на испытаниях, чтобы соответствовать этому стандарту.

Шлема, имеющий этот сертификат одинаково безопасны, неважно из какого материала они сделаны, но об этом поговорим чуть позже. Существуют еще несколько обязательных стандартов для разных стран и континентов. Нам бывает, попадается такой стандарт, как «DOT» - это штатовский стандарт и бывает ребята заказывают себе шлем или им кто-то привозят из штата с сертификатом «DOT» . Но вынужден расстроить этих ребят, стандарт «DOT» по меркам современных технологий испытаний устаревший, так как был принят еще в 80-х годах прошлого столетия, да и выдача его происходит не так жестко, как европейского «ECE 22.05». Именно поэтому на всех шоссейно-кольцевых мотогонках допускаются шлема только имеющую сертификацию «ECE 22.05», а шлем который изготовлен для Европы и европейского стандарта может очень сильно отличаться от той же марки шлем, того же производителя, но изготовленного для штатов и стандарта «DOT». Обычно, штатовский вариант может быть легче и дешевле. Выводы делайте сами. Последнее время набрал популярность и такой не обязательный стандарт как «SHARP» - его методы тестирования своеобразны, а оценка идет не маркировкой стандарта, а количеством звезд надежности, от одной звезды, до пяти. Сертифицируются «SHARP»ом только шлема уже имеющие, скажем, европейский стандарт и шлем даже имеющий одну звезду «SHARP» - это всё равно очень надежный шлем. Кстати многие топовые шлемы, от топовых производителей, имеют, ну скажем, по три звезды от «SHARP».

Третье, что нужно понимать при выборе шлема, как устроен шлем, из каких материалов он делается и на что это влияет. А теперь давайте с вами уясним одну очень важную деталь, шлема имеющую стандарт «ECE 22.05» абсолютно одинаково безопасны, неважно из какого они материала сделан и сколько стоят. Будь у вас топовая карбоновая каска, со всеми наворотами или бюджетный шлем из ABS пластика, оба сертифицированные «ECE 22.05» они абсолютно одинаковы защищают вашу голову.

Начинка сама по себе - внутренний слой шлема

Теперь погнали разбираться как устроен шлем, из каких материалов делается, на что это влияет и почему цена одинакова защищающих шлемов, может отличаться в десятки раз. Итак - мотошлем состоит из скорлупы и начинки. Скорлупа обеспечивает прочность конструкции, создают внешний вид мотошлема, для его изготовления применяется термопластик или композитные материалы. Шлем из термопластика дешевле чем из композита, но имеют больший вес. Из термопластических материалов чаще всего используют «ABS» или поликарбонат. «ABS» - это самый дешевый, эластичный материал из которого делают скорлупу для самых бюджетных шлемов, но и самый тяжелый. Поликарбонат - немного прочнее и дороже чем «ABS» и используется для бюджетных шлемов с немного увеличенной ценой и уменьшенным весом. Композитные мотошлема из карбона или кевлара, армированной металлической сеткой, значительно уменьшают вес скорлупы и шлема в целом, но на порядок увеличивают его цену.

Начинка сама по себе - внутренний слой, предназначен для демпфирования резких перегрузок при ударе, он должен максимально поглотить энергию при ударе. Изготавливается внутренний слой из вспененного материала, похожего на пенопласт и обитого тканевой подложкой с уплотнителем, для лучшей посадки на голову. Материалы обивки и уплотнители дорогих и дешевых шлемах могут сильно отличаться по качеству, что будет влиять на тактильный комфорт при ношении мотошлем.

Еще очень важно, даже покупает дешевый шлем, обратите внимание съемная ли у него тканевая внутрянка и уплотнение, так как шлем без этой функции будет конечно дешевле, но очень быстро превратится в липкое грязное нечто, которая проблематично постирать. Да ребята, разная цена сертифицированных шлемов не влияет на их защитные свойства. Цена определяется популярностью бренда, дизайном, раскраской шлема, количеством расположенных каналов вентиляции и дороговизной материалов для изготовления мотошлема, которые в свою очередь влияют на комфорт ношения при использовании.

Начинка сама по себе - внутренний слой шлема

Повышенную цену, вы платите за бренд и комфорт, а вот сам по себе комфорт, который мы испытываем в качественном, дорогом шлеме - это лучшая вентиляция, меньший вес, хорошо сидящая на голове внутрянка - это уже огромная часть пассивной безопасности. Когда нас ничего не отвлекает, жесткостью материалов, большим весом, нам проще сконцентрироваться на дороге. В общем, по защите сертифицированные шлема, как я уже и говорил, абсолютно одинаковы, а вот пассивная безопасность очень часто выходит из комфорта, а за комфорт нужно платить больше. Дальше уже решайте сами.

Визор - вечный вопрос. Какой выбрать? Визоры бывают прозрачные, тонированы и фотохромные. Прозрачный - хорош в любую погоду, кроме солнечной, а мотоциклисту непозволительно быть ослепленным. Тонированный - хорош в солнечную погоду, но ни куда не годится когда темнеет, а ехать домой и менять визор, как стемнело или выглянуло яркое солнце, ну такое себе удовольствие. Можно поставить фотохромный визор - он не мгновенно, но в течение нескольких минут светлеет или темнеет в зависимости от освещения на улице и это очень удобно. У такого замечательного визора есть один минус - большая цена.

Визор мотошлема

Нужно не забывать, что визор это все-таки расходник и по-хорошему его нужно менять, ну хотя бы раз в сезон, а стоимость фотохромного визора соизмерима со стоимостью, какого-нибудь бюджетного шлема. Как по мне, то лучшее решение использовать солнцезащитные очки под шлем, я так раньше и делал, единственное что нужно было иметь, максимально плоские душки на очках. Современные шлема, некоторые модели, имеют специальный кармашек, вставку для душек, специально для очков. Это сделано, чтобы человек, который плохо видит и использует очки с диоптриями, мог спокойно носить свои очки со шлемом, но кто запрещает использовать эту фишку для солнцезащитных очков. Или еще оптимальнее брать шлем с функцией встроенных солнцезащитных очков и тут снова встает вопрос цены. Дело в том, что встроенные очки, повышают цену шлема, помимо этого, если Ваш шлем сам по себе недорогой, то и встроенные очки могут быть не совсем качественными, которые будут, например, преломлять и искажать изображение, а в целом это действительно очень удобно. Сам же визор, желательно чтобы имел крепление под «Pin-Lack». Если возьмете шлем с таким креплением, потом скажите сами себе «спасибо». Если вы никогда не сталкивались с запотевшим визором - вы счастливый человек. Это капец как бесит. А «Pin-Lack» - эта силиконовая вставка одевающиеся изнутри на визор и создающая своеобразный, герметичный стеклопакет, который не запотевает.

Застежка мотошлема

И последнее на что нужно обратить внимание, когда выбираете шлем – застежка. Застежки бывают двух видов: первое - защелка или трещотка. Она ставится на все открытые шлема, никогда, ну как я только что узнал, иногда на кроссовые шлема - это конечно ужасно, и это так не должно быть, иногда нам мотардовские, на бюджетные интегралы и на многих модулярах. Застежка очень проста в использовании и с ней можно справиться одной рукой в перчатке.

На разрыв, в сертифицированных шлемах, она не уступает второму виду застежки, но ввиду своей конструктивной особенности, чаще растягивается в момент ДТП. А ещё она обычно один раз настраивается и длина ремешка статична, что не всегда хорошо. Если вы захотите погонять на треке в шлеме с такой застежкой, то Вас, скорее всего туда и не пусть, а потому что и не должны пустить - имейте это ввиду.

Второе – «д-ринг». Так называемая спортивная застежка, имеющая, с одной стороны два металлических кольца, а с другой, ремешок – все. Это максимально простая и эффективная конструкция, позволяет надежно закрепить шлем на голове без риска расстегнуться или быть сломанной. Вы достаточно быстро привыкаете ей пользоваться и вряд-ли после нее захотите вернуться на защелку. Она ставится на все кроссовые шлема, ну как я только что узнал, оказывается не на все, на многие интегралы, всегда на гоночные модели интегралов и на некоторые модуляры.

Застежка мотошлема

И последнее в этой статье - самое важное. Никогда, слышите меня, никогда не покупайте себе шлем без примерки - это гиблое дело. После того как вы определились с типом, фирмой и моделью шлема, надевайте его на голову. Надевается шлем просто. Новый шлем должен очень плотно сидеть на голове, не должен проворачиваться, а Вам должно быть в нем немного некомфортно говорить. Через неделю эксплуатации внутрянка усядется по вашей голове. Если вы возьмете шлем, который достаточно легко на вас налез, то через неделю он будет на вас болтаться, а это очень плохо. И никогда не давайте свой шлем никому, даже если у вас одинаковый размер головы. Форма черепа у всех разная и человек с другой формой, даже если у него такой же размер как у вас, поносив Ваш шлем, сделает так, что он уже никогда не будет так хорошо сидеть на вас, как до этого.

По-моему все самое необходимое рассказал. Надеюсь эта краткая водная в мир мотошлемов поможет вам в выборе своего шлема. Если что-то упустил – пишите.

23.04.2023 10:59:05
2
1532

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!
Я прочитал Условия соглашения и согласен с условиями
Рекомендуемые статьи
Snow
Рейтинг предриятий ОКВЭД 45.40.1 Торговля оптовая мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями
"BAJAJ-КРАСНОЯРСК" признан лидером в области продаж мотоциклов в Сибирском Федеральном Округе и городе Красноярск и занял 17 строчку в России
Лучший магазин мотоциклов в СФО и Красноярске по итогам 2022 года
Цель, к которой мы стремимся - обеспечить каждого жителя Сибирского Федерального Округа, Красноярского края и Красноярска, максимальным сервисом в сфере продаж мотоциклов. Мы стараемся удержать цену в нашем регионе на уровне дистрибьюторской цены, не зависимо от отдаленности и предлагаем наиболее подходящие условия покупки мотоциклов для Вас, обеспечивая весь спектр гарантийного и пост гарантийного обслуживания.